Номжа

Posted By admin on 22 января 2012

История поселка Номжа так или иначе связана в границах  двух районов и двух речек ,Нейского и Парфеньевского, Номжы и Пезы соответственно. В границах этих двух районов лежала Нейско-Пезольская волость с деревнями Тарасово,Папино,Корнево,Матвеево и другими. Появление этих населенных пунктов датируется к 16 веку, а может даже раньше. Но уже первое упоминание в истории относиться к 1608 году по новому стилю, когда галический староста уже собирал налоги со здешних мест. Уже в 18-19 веках через пезобольские земли проходила прямая дорога на Парфеньево, как часть Старо-Вятского тракта. Карта дорог была образована так , что она определяла быт, связи с соседниими поселениями. И поэтому дорога была через Николо-Полому (Бердуново) на Тарасово, и выходила к Курилову. Зимой проложена дорога от Тарасова на Парфеньево через Успенье-Нею.

Наружило тихое течение жизни жителей Нейско-пезабольской волости строительство железной дороги , которое началось в 1903 году. Было привлечено большое количество иногородних строителей. Но местным жителям тоже хватало где поработать  и как заработать на этой огромной стройке. В 1906 году железная дорога была построена и часть людей устроились на близлежащих станциях Николо-Полома и 48 разьезд (Номжа) путевыми обходчиками, стрелочниками, рабочими.

И постепенно 48 разьезд  стал превращаться в поселок. Строились дома  железно-дорожников, другие обьекты . Все старались построить дома ближе к железнодорожному полотну. А  название станции ( разьезду) так и не было придумано. И с чьей-то легкой руки эту станцию назвали Номжа , хотя справедливее назвать Пеза, потому что река Пеза  ближе к поселку.

Поселок Номжа был лесным поселком и оставался им довольно долго. Производство и ремесло в той или иной степени было связано с лесом и лесным хозяйством. В годы Великой Отечественной Войны на территории Нейского района загатавливалась различная продукция для нужд авиастроения. В середине 40-х годов в районе поселка Первомайка открылась контора треста «Авиалесзаг», а в 1949 году она перебралась в Номжу. Они заготавливали лес годный для производства авиационной фанеры. Началась массовая вывозка леса и обьемы производства стали по-настоящему внушительными. Стала применяться техника. Производство нуждалось в большом количестве рабочих рук и со всей страны шла вербовка рабочих.

В начале 50-х население поселка Номжа сильно увеличилось, достигло 800 человек. Уже появилась некоторая инфраструктура в поселке: магазин, столовая, пекарня, клуб, медпункт, детский сад,местная электростанция. Номженский участок «Авиалесзаг» долго процветал, и вырос в солидное предприятие с большим обьемом заготовки леса. Но прошло время и потребность в авиационной фанере исчезла , темпы производства стали падать.

Но к счастью местных жителей в период с 1958 по 1962 годы была проведена торфяная разведка  местных болот московским и горьковским институтами. Судьба поселка была предрешена. Залежей прогнозируемого торфа было открыто на 50 лет активной разработки.

С 1962 года начало свое функционирование Бельниковское торфопредприятие  , названного по ближайшему торфянному массиву. Первым директором был назначен Орлов С.А. За 4 года была проведена большая подготовительная работа для того,  чтобы через 4 года потребителям были отправлены первые тонны торфа. Первыми и постоянными потребителями  являлись сельхозпредприятия Нейского, Парфеньевского, Мантуровского, Антроповского районов, а из промышленности : Костромская и Шарьинская ТЭЦ, Мантуровский биохимзавод и другие.

Метки:Нейский район, Номжа, Пеза

Связанные записи

About The Author

admin

Comments

2 комментария to “Номжа”


  1. Спасибо за подробную информацию


  2. У меня дед Виноградов Николай Степанович, работал путевым обходчиком на 48 разъезде до 1948 года. Если есть родственники или старые фотографии разъезда 48, большая просьба связаться со мной: gustera2@mail.ru

Добавить комментарий

  • Реклама